Как грамотно отказать клиенту в возврате денег за билет на мероприятие?

ВОПРОС

Какое правовое обоснование в отказе возврата денежных средств клиенту, который купил билет, но не пришел на мероприятие? Мероприятие прошло. 

ОТВЕТ

Если со стороны организатора мероприятия никаких нарушений допущено не было, он не обязан возвращать стоимость билета клиенту, который самостоятельно принял решение отказаться от участия в мероприятии (не пришел). В этом случае услуга была оказана надлежащим образом.

ОБОСНОВАНИЕ

В сфере культурно-развлекательной деятельности зрители пользуются всеми гарантиями потребителей, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку нет оснований для его неприменения к данным отношениям.

Клиент вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от получения услуги, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Информации о невозможности просто так сдать билет в театр или на иное культурно-зрелищное мероприятие и вернуть деньги нет ни в законе, ни в иных нормативных правовых актах. В приложении N 1 к Приказу Министерства культуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности", в котором утвержден бланк билета, нет указания на случаи возврата и обмена билетов, равно как и в методических указаниях о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры РФ (письмо указанного Министерства от 15.07.2009 N 29-01-39/04).

Любая сторона может отказаться от договора как до начала, так и в процессе оказания услуги, но не после того, как она оказана (ст. 782 ГК РФ). Обосновывать отказ не нужно (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").

Возможность одностороннего отказа с возвратом уплаченной за билет стоимости имеется в отношении билетов в театр, на концерт, в музей, на выставку и на любые иные мероприятия такого рода до момента оказания услуги (например, решение Ленинского районного суда г. Пензы от 02.12.2014 по делу N 2-6172/2014).

Иным образом обстоит дело в ситуации, когда потребитель, не отказываясь от договора, просто пропустил мероприятие, что исключает его право требовать возврата денег. Купив билет, клиент тем самым согласился со всеми его условиями, поэтому, раз со стороны организатора мероприятия никаких нарушений допущено не было, он не обязан компенсировать стоимость билета клиенту, который самостоятельно принял решение отказаться от участия в мероприятии, услуга была оказана надлежащим образом (решение Одинцовского городского суда Московской области от 24.02.2016 по делу N 2-2346/2016).

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Если книга учета трудовых книжек велась с нарушением, надо ли ее продолжать вести или завести новую?

18
24.06.2019

Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них «закрывают»в том случае, если ...

Изменения по онлайн-кассам: к чему готовиться?

15611.06.2019

С июля закончится отсрочка по контрольно-кассовой технике для ряда операций.

- 68702
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 15 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 м...

Верховный Суд РФ дополнил разъяснения по вопросам применения законодательства о незаконном обороте оружия и боеприпасов
Российское законодательство
- 68702
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части...

Конституционный Суд РФ запретил органам власти возвращать без рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, ссылаясь на недостаточность форм и методов обеспечения б...
Российское законодательство
наверх
Обратная связь