Есть ли риск привлечения к ответственности работодателя при приеме иностранного гражданина без регистрации по месту пребывания. Возможно ли отказать в приеме на работу по данному основанию?

ВОПРОС

Принимаем на работу гражданина Беларуси без временной регистрации.

Вопросы:

  1. Есть ли для нашей организации риски штрафных санкций за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство?
  2. Имеем ли мы право отказать в приеме на работу по данному основанию (по адресу нашей организации сотрудник не проживает)?

ОТВЕТ

  1. Работодатель в рассматриваемом случае (не выступает принимающей стороной для иностранного работника) за прием сотрудника, нарушающего миграционное законодательство, ответственность не несет. За несоблюдение правил миграционного учета к административной ответственности может быть привлечен сам иностранный гражданин по ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ и его принимающая сторона по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
  2. В соответствии с трудовым законодательством отсутствие регистрации по месту пребывания (жительства) не является основанием для отказа в приеме на работу, поэтому, считаем, что по данному основанию отказать в приеме на работу гражданину Беларуси работодатель не вправе.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя осуществлять контроль за соблюдением иностранным работником требований миграционного учета, т.е.  проверять наличие или отсутствие регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (месту жительства), если работодатель не выступает принимающей стороной для данного иностранного работника.

По нашему мнению, работодатель имеет право удостовериться, что иностранец состоит на миграционном учете по месту пребывания – попросить предъявить отрывную часть уведомления о прибытии. В случае отсутствия регистрации работодатель может предупредить об ответственности за несоблюдение миграционного учета самим иностранным работником и его принимающей стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ):

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве,Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5 000 до 7 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 3, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ

2.  Согласно ст. 327.1 ТК РФ, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Следовательно, отказать иностранцу в приеме на работу можно только по тем же основаниям, что и российскому гражданину.

Частью 2 ст. 3 ТК  РФ установлен запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Кроме того, установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Перечень документов, которые должен представить работник, содержится в ст. 65 ТК РФ. Документ, подтверждающий регистрацию иностранного работника по месту жительства или месту пребывания, в ст. 65 ТК РФ не указан. Такого требования не содержится и в других законах, регулирующих отношения с иностранными гражданами. Требовать же от лица, поступающего на работу, иные документы, помимо предусмотренных законодательством, работодатель не вправе (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, отказ работодателя иностранному гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием регистрации по месту пребывания (жительства) неправомерен.

Автор ответа:

Ю.И. Удалова,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как предъявить иск к должнику по новым правилам, если нет идентифицирующих сведений о нем?

16
14.10.2019

В настоящее время законодательство пока не предусматривает, каким образом компаниям получать указанную информацию о гражданах-должниках.

Процессуальная реформа: как судиться с 1 октября

3403.10.2019

С 1 октября 2019 года вступили в силу многочисленные изменения, которые затронут участников как арбитражных, так и гражданских процессов.

- 68702
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств"

С 1 ноября 2019 года в технический осмотр транспортных средств для перевозки пассажиров и грузовых автомобилей будет включаться проверка наличия тахографа и его состояние
Российское законодательство
- 68702
<Письмо> Ростехнадзора от 13.08.2019 N 11-00-15/7862 "О лицензировании"

Разъяснен вопрос об определении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта
Российское законодательство
наверх
Обратная связь.