Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?

ВОПРОС

Может ли быть привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ арендатор при условии, что арендатор не ведет отчетность по экологии, не оплачивает экологические платежи? Либо ответственность возлагается на собственника помещения? Прошу дать ответ в зависимости от следующих ситуаций:

  1. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора.
  2. договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя.

В случае, если обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, обязан ли арендатор вести отчетность по ТБО и уплачивать экологические платежи?

ОТВЕТ

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.
  2. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.

У арендатора независимо от того, на кого возложена обязанность по вывозу ТБО, остается обязанность по паспортизации отходов, ведению журнала учета отходов и представлению формы N 2-ТП (отходы).

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это:

  • отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
  • отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Договором аренды может быть предусмотрено, что за накопление и вывоз отходов, образующихся в арендованном помещении, отвечает арендодатель.

Таким образом:

  1. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендатора, и при этом арендатор заключил договор на вывоз мусора со специализированной организацией, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС.
  2. Если договором аренды обязанность по вывозу ТБО возложена на арендодателя, то арендаторам не нужно платить за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подавать декларацию о плате за НВОС (Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169).

Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ закреплено, что на отходы I - V классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - V классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться средствами измерений с соблюдением установленных законодательством требований об обеспечении единства измерений.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 учет отходов производится всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, образующими отходы и ведущими деятельность в области обращения с отходами, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Для этого организации ведут журнал учета образования отходов.

При этом формы учета, заполненные в соответствии с Приказом N 721, не подлежат представлению ни в один орган власти. Проверить их можно только при проведении органами власти, осуществляющими экологический надзор, контрольно-надзорных мероприятий.

Обязанность по представлению отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" возложена на всех юридических лиц и ИП, ведущих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Пункт 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ). Для заполнения формы N 2-ТП (отходы) используются данные учета, полученные в соответствии с Приказом N 721.

Автор ответа:

Г.П. Холодных,

консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Возможно ли в один день оформить сотруднице заявление на отпуск по уходу за ребенком и расторжение трудового договора через 1,5 го...

23
21.11.2019

В случае согласия сторон трудовой договор расторгается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В нормах...

К чему готовиться бизнесу в ближайшие три года

42917.10.2019

В системе КонсультантПлюс подготовлен обзор представленных Минфином России направлений бюджетной и налоговой политики на период до 2022 года.

-
Приказ Минспорта России от 01.10.2019 N 786 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной...

Повышены с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной госуда...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
-
<Письмо> ФНС России от 29.10.2019 N СД-4-3/22175@ "О порядке заполнения раздела 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

Для новых льгот по НДС приведены коды операций, отражаемые в налоговой декларации Речь идет об изменениях, внесенных в НК РФ Федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 26.07....
Российское законодательство
наверх
Обратная связь.