Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > У ГИТ новый повод для проверок?

919 Горячая тема В избранное PDF

У ГИТ новый повод для проверок?


автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

С начала 2019 года многие работодатели Санкт-Петербурга получили уведомления от инспекции труда, налоговой инспекции и других надзорных органов о необходимости явиться к инспектору и дать пояснения о сведениях, содержащихся в федеральных государственных информационных системах. Для многих это уведомление стало неожиданностью, но технология превентивного регулирования возможного нарушения действующего законодательства с использованием сведений федеральных государственных информационных систем была заложена еще в 2008 году.

Государство уже накопило сведения о работодателях 

Все изменения в электронном пространстве нашей реальности обязывают работодателя значительно пересмотреть свое отношение к учету труда и документированию трудовых отношений, ибо эра бумажного предоставления документов прошедших периодов практически завершилась с приходом эры циркуляции информации. Информации как целостного массива сведений о работодателе (юридическом лице), т.е. данных о количестве, качестве и предмете труда работника на опасном производстве, закупающем определенную номенклатуру и ассортимент комплектующих, выпускающем сложное технологическое оборудование, утилизация которого требует действий по определенному классу отходов, и т.д.

Информация уже сейчас циркулирует в федеральных государственных информационных системах, обрабатываясь под различным углом зрения специально созданными программными комплексами, в том числе и искусственным интеллектом. А искусственный интеллект не ест, не пьет, не спит, а ворочает и ворочает большим массивом данных. И сведения о деятельности предприятия поступают в обработку не только от работодателя, но и от покупателей его продукции, от продавцов оборудования и ресурсов, от медицинских учреждений, в которые обращаются работники, и проч. источников. Кстати, понятие "информация" имеет свое отражение в правом поле – его содержит Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Необходимость пересмотра работодателем действующих на предприятии технологий и процедур учета труда в его количественном и качественном выражении, пересмотра документирования трудовых отношений уже предусмотрена пунктом 7 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ибо "наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", осуществляется "посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Вызывает ГИТ. Почему?

С начала 2019 года многие работодатели Санкт-Петербурга уже получили уведомления инспекции труда, налоговой инспекции и других надзорных органов о необходимости явиться к инспектору и дать пояснения о сведениях, содержащихся в федеральных государственных информационных системах. Для многих это уведомление стало неожиданностью. Но технология превентивного регулирования возможного нарушения действующего законодательства с использованием сведений федеральных государственных информационных систем была заложена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и позволяет без привлечения юридического лица и его представителей, сопоставив сведения, имеющиеся в федеральных государственных информационных системах, с действующим законодательством, обнаружить несоответствия.

Выявлять "теневые" предприятия, "серую" заработную плату, коррупционные интересы, фактические переработки, ненадлежащую квалификацию, отсутствие мероприятий по охране труда, незаконную обработку персональных данных и прочие, уже ставшие привычными, нарушения стало значительно проще. В чем работодатели убеждались при первом же общении с инспектором, т.к. введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (АСУ КНД) (Приказ Роструда от 26.07.2017 N 449 "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированной Автоматизированной информационной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений)").

Что делать работодателю

Не хочется впадать в буквальности и банальности, но выбора у работодателя нет – нужно соблюдать действующее законодательство. Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

В свете введения электронных трудовых книжек, электронных паспортов и возможного ведения кадрового делопроизводства в электронном виде (Приказ Минтруда России от 26.03.2018 N 194 "О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений") возможности федеральных государственных информационных систем не оставляют работодателю иллюзий продолжения существующего отношения к документированию трудовых отношений и учету фактического труда. Мониторинг как система наблюдения, анализа, оценки и прогноза эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 (ред. от 03.10.2018) "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)") будет выявлять нарушение за нарушением до их окончательного прекращения.

Каждое выявленное нарушение может повлечь за собой административное взыскание, а совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2019)).

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Переоформлять ли книги учета трудовых книжек после 1 сентября, разъяснил Роструд

8809.06.2021

Роструд ответил, что с 1 сентября работодатели будут самостоятельно разрабатывать книги (журналы) учета движения трудовых книжек.

Минтруд разработал примерный перечень мероприятий по предотвращению травматизма работников

12808.06.2021

Проект примерного перечня мероприятий Минтруд представил для публичного обсуждения.

Приказ Минтруда России от 19.05.2021 N 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2021 N 63748)

Новый порядок ведения и хранения трудовых книжек вступает в силу с 1 сентября 2021 года. Приказ устанавливает форму, а также порядок ведения и хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки...
Российское законодательство
Приказ Минтруда России N 27н, Минздрава России N 36н от 01.02.2021 "Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее...

Направление пациентов на медико-социальную экспертизу с 2022 года нужно оформлять по новой форме. С 1 января 2022 года заполнять обновленную форму N 088/у нужно будет по новому порядку. Направление формируется в форме...
Российское законодательство
Клиентам бесплатно
Узнать больше
Отпуска: от графика и до оплаты

Семинар-тренинг

Клиентам бесплатно
Узнать больше
Автотранспорт: кадры, расходы, учёт

Семинар-тренинг

  • 1800

  • Лекторы:
    Самусевич Т.Н.

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста

Смотреть

Уведомления