Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в пользу...

9850 PDF

Порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства


автор статьи, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства, руководитель ЦОК Аскон

  

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства в этом году пришлось нелегко – масштабные поправки, внесенные в законодательство и вступившие в силу с января 2015 года, основательно переписали всю сложившуюся в последние годы систему привлечения к труду иностранцев, а также порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в их пользу.

Предлагаю вместе разобраться в произошедших изменениях. И для начала мы определим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Находиться на территории Российской Федерации такие граждане могут в трех статусах: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие[1].

 

выплаты иностранным работникам

 

От статуса иностранца зависят: порядок оформления на работу, исчисление взносов с выплат в его пользу и удержание НДФЛ. Как мы видим из схемы, самая сложная группа граждан – те, кто имеет статус «временно пребывающий», поскольку для них действуют различные условия и основания при начислении взносов и исчислении НДФЛ.

При исчислении взносов во внебюджетные фонды мы должны помнить, что к объекту обложения взносами относятся выплаты, производимые работодателями на основании трудовых, гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг[2].

Если же выплаты производятся на основании гражданско-правовых договоров, предмет которых – переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества – то такие выплаты к объекту обложения взносами не относятся. Исключения – договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательский лицензионный договор, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не признаются объектом обложения взносами выплаты и прочие вознаграждения, которые начислены в пользу иностранцев:

  • по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;
  • в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Порядок налогообложения и начисления взносов с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства сведен в таблицу.

 

Действующий с 2015 года порядок исчисления НДФЛ и взносов с выплат в пользу различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства:

 

Статус иностранца

ПФР

ФСС

ФФОМС

НДФЛ

Право на пособие по временной нетрудоспособности

Право на иные государственные социальные пособия (напр., по беременности и родам)

Зачет страхового стажа, приобретенного в иностранном государстве, для назначения пособий по болезни в РФ

Постоянно и временно проживающие в РФ (обычные)

22%

2,9%

5,1%

13% – резидент

30% – нерезидент

 

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

нет

Временно пребывающие (обычные), из них:

 

 

 

13% – резидент

30% – нерезидент

 

 

 

  • Ø с разрешением на работу

22%

 

1,8%

 

0%

 

13% – резидент

30% – нерезидент

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет

нет

  • Ø граждане КНР

0%

1,8%

0%

13% – резидент

30% – нерезидент

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø с патентом

22%

1,8%

0%

13% с первого дня работы с зачетом стоимости патента

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø получившие убежище

22%

1,8%

0% *

13% с первого дня работы

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø граждане ЕАЭС

22%

2,9%

5,1%

13% с первого дня работы

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

да

  • Ø беженцы

22%

2,9%

5,1%

13% с первого дня работы

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

нет

Постоянно и временно проживающие ВКС

22%

2,9%

0%

13% – нерезидент с доходов от трудовой деятельности

30% – нерезидент с доходов, не связанных с трудовой деятельностью

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях нет

Временно пребывающие ВКС

0%

0%

0%

13% – нерезидент с доходов от трудовой деятельности

30% – нерезидент с доходов, не связанных с трудовой деятельностью

нет

нет

нет

* Рекомендуем исчислять и уплачивать страховые взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% из заработной платы работника, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; пп. 7 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).

 

В 2015 году предельные базы для взносов в ПФР и ФСС для каждого фонда составляют разную величину: для ФСС = 670 000 рублей; для ПФР = 711 000 рублей.

С выплат, превышающих лимит в ФСС, взносы платить не надо. А в Пенсионный фонд нужно, но по пониженному тарифу – 10%, вместо 22%.

Если в организации предусмотрен льготный тариф страховых взносов, то к зарплате иностранцев также нужно применять льготный тариф, но с учетом особенностей, которые предусмотрены для конкретного иностранного работника. Например, по льготному тарифу организация не уплачивает взносы в ФФОМС, а по статусу иностранца взносы в ФФОМС уплачиваться должны – это означает, что с заработной платы этого иностранца взносы в ФФОМС не уплачиваются.

Если для работников организации установлен пониженный тариф, то зарплата иностранных работников облагается по пониженному тарифу. На практике это означает, что при пониженном тарифе по УСН взносы в ФСС по ставке 1,8% с иностранцев не уплачиваются.

В течение календарного года иностранцы или лица без гражданства могут сменить свой статус.

Например, иностранец может сменить статус с временно пребывающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В 212-ФЗ[3] нет специальных норм, которые регулировали бы порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение правового положения сотрудника, суммы начисленных в его пользу выплат делят на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумма страховых взносов за тот месяц, в котором у сотрудника изменилось правовое положение, определяется умножением базы на тариф до и после изменения статуса.

 


 

Практический пример

Иностранный гражданин 22 мая 2015 года получил в России вид на жительство и сменил статус временно пребывающего на статус постоянно проживающего.

С января по апрель в его пользу было начислено 130 000 руб., а заработная плата за май составила 55000 руб.

Задание:

Определить сумму страховых взносов по данному сотруднику за май 2015 года.

Решение:

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты работника-иностранца составляют:

Статус временно пребывающего:

Статус постоянно проживающего:

  • ОПС = 22%;
  • ФСС = 1,8%;
  • ФФОМС = 0%;
  • ОПС = 22 %;
  • ФСС = 2,9 %;
  • ФФОМС = 5,1 %.

По состоянию на 31 мая суммарная расчетная база для начисления страховых взносов с выплат в пользу сотрудника–иностранца не превысила предельных величин:

  • ни по взносам на социальное страхование: 130 000 руб. + 55 000 руб. < 670 000 руб.;
  • ни по взносам на пенсионное страхование: 130 000 руб. + 55 000 руб. < 711 000 руб.

По производственному календарю в мае 18 рабочих дней. Для расчета страховых взносов за май бухгалтер организации разделил зарплату на две части:

Зарплата за период с 1 по 21 мая составила 36 667 руб. (55 000 руб./18 дн. * 12 дн.).

Зарплата за период с 22 по 31 мая равна 18 333 руб. (55 000 руб./ 18 дн. * 6 дн.).

С выплат работнику за май будут начислены страховые взносы в следующих размерах:

За период с 1 по 21 мая:

  • на пенсионное страхование – 8 066,74 руб. (36 667 руб. * 22%);
  • на социальное страхование – 660,01 руб. (36 667 руб. * 1,8%);
  • на медицинское страхование – 0 руб. (до 22 мая работник не признавался застрахованным лицом).

За период с 22 по 31 мая:

  • на пенсионное страхование – 4 033 руб. (18 333 руб. * 22%);
  • на социальное страхование – 531,66 руб. (18 333 руб. * 2,9%);
  • на медицинское страхование – 934,98 руб. (18 333 руб. * 5,1%).

 


 

Что касается доходов, выплаченных в пользу граждан Китайской Народной Республики, которые временно пребывают на территории России – начислять страховые взносы в ПФР не нужно[4]. Согласно ст. 2 закона 167-ФЗ[5], если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то приоритет у международного договора.

Таким образом, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам китайские граждане не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования и значит, с выплат в их пользу страховые взносы в ПФР не уплачиваются[6].

А для социального страхования специальных правил в международном соглашении не установлено, и это означает, что в 2015 году на сумму доходов граждан КНР надо начислить взносы в ФСС по тарифу 1,8 %[7].

Особая категория граждан – работники, приехавшие из стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)[8], – в него сейчас входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия (в ближайшее время будет ратифицировано присоединение Киргизии)[9].

Страховые взносы с выплат в пользу граждан из стран, входящих в ЕАЭС, начисляются по тем же правилам, что и с доходов российских граждан, независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий). Кроме того, для них предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и для граждан России[10].

Перейдем к налогу на доходы физических лиц. По общему правилу, к доходам, получаемым от источника в РФ, для налогоплательщиков, которые не признаются налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30%[11].

В случае если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах – применяются положения международного договора[12].

НДФЛ с доходов граждан из стран-участниц ЕАЭС удерживается в размере 13% с первого дня работы независимо от их налогового статуса (резидент/нерезидент), в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Если необходимо исчислить и удержать НДФЛ у обычного временно пребывающего иностранца с патентом – независимо от срока их пребывания в РФ, доходы таких лиц облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Вы можете уменьшить общую сумму НДФЛ на сумму уплаченных мигрантом авансовых платежей, если у вас имеются:

  • его заявление о таком вычете;
  • квитанции, подтверждающие уплату им фиксированных авансовых платежей;
  • уведомление из ИФНС, подтверждающее ваше право как налогового агента уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на уплаченные иностранцем фиксированные авансовые платежи. Для получения такого уведомления вам необходимо подать заявление в ИФНС. Форма заявления не утверждена, но рекомендована ФНС России в Письме ФНС России N БС-4-11/2622.

Обратите внимание: если сумма фиксированных авансовых платежей, уплаченных мигрантом за период действия патента, превышает сумму НДФЛ, исчисленную по итогам года, то сумма такого превышения мигранту не возвращается и в счет будущего удержания НДФЛ не зачитывается.

Ставка НДФЛ для высококвалифицированного специалиста не зависит от того, является ли он налоговым резидентом или нет – все его доходы от трудовой деятельности на территории РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы по трудовому договору[13].

Это значит, что ставка 13% применяется:

  • к вознаграждению за труд;
  • компенсационным выплатам, непосредственно связанным с выполнением трудовой функции, (например к доплате за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника[14], совмещение профессий, облагаемым НДФЛ командировочным расходам[15]);
  • стимулирующим выплатам (например, премиям). Но облагать по ставке 13% можно только те начисления, которые выплачиваются за конкретные достижения в работе, входящей в должностные обязанности иностранного работника по трудовому договору;
  • вознаграждению иностранца за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору[16].

Доходы, не связанные с трудовой деятельностью, нужно облагать по ставке 30% до приобретения высококвалифицированным иностранным работником статуса налогового резидента РФ[17].

К доходам, не связанным с трудовой деятельностью, относятся:

  • материальная помощь к отпуску;
  • единовременная компенсация на обустройство при переезде в Россию, ежемесячная компенсация расходов на питание и корпоративный автомобиль, доплата к ежегодному оплачиваемому отпуску до оклада и т.д.;
  • средний заработок, выплачиваемый за период отпуска;
  • компенсация расходов, произведенных в рамках трудовых отношений, но непосредственно с исполнением трудовых обязанностей не связанных, например, оплата компанией иностранцу проезда к новому месту работы и найма жилья[18];
  • суммы оплаты компанией стоимости проживания иностранного работника[19];
  • суммы оплаты питания, стоимость подарков и др.

Если у вас возникают вопросы, связанные с предоставлением вычетов в пользу иностранных граждан – вы должны помнить: до тех пор, пока ваш сотрудник не получит статус налогового резидента РФ – вычеты ему не полагаются, даже если вы с первого дня работы исчисляли и удерживали с его доходов НДФЛ по ставке 13%[20].

Если иностранный сотрудник по итогам года сменит налоговый статус, то исчисленный с начала года НДФЛ необходимо пересчитать. Например, иностранец по итогам года приобретет статус налогового резидента РФ – его доходы за этот год будут облагаться по ставке 13%, а не 30%. Перерасчет налога производится с учетом налоговых вычетов[21]. Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога. Чтобы ее вернуть, иностранец должен обратиться в налоговый орган по месту жительства (пребывания) в РФ[22].

И завершим мы рассмотрение нашей темы информацией о налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

Иностранные граждане, которые работают по найму на основании патента, обязаны представлять декларацию по НДФЛ по итогам года.

При этом безвизовые иностранцы, которые работают по найму у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в некоторых случаях могут быть освобождены от исполнения этой обязанности.

Не нужно заполнять декларацию, если:

  • НДФЛ, исчисленный исходя из фактически полученного дохода, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за год;
  • иностранец до конца года выезжает из РФ и НДФЛ, рассчитанный, исходя из фактического заработка, превышает сумму фиксированных авансовых платежей;
  • патент аннулирован[23].

Безвизовые иностранцы не освобождаются от обязанности представлять декларацию, если они работают у налоговых агентов.

Данное правило распространяется также и на ситуации, когда по итогам года налог к уплате отсутствует[24].

 

[1] Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[2] п.1 ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ

* Рекомендуем исчислять и уплачивать страховые взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% из заработной платы работника, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; пп. 7 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах")

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

[4] Письмо Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/В-425

[5] Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник

PDF Написать редактору

Возможно, вам будут интересны эти темы:

В какой срок и каким работникам учреждения нужно проходить курсы повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи?

13
24.09.2020

Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

1067 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1428 "О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом...

Утверждено Положение о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в РФ
Российское законодательство
Приказ Росреестра от 10.04.2020 N П/0111 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и...

Установлен порядок осуществления Росреестром государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки