Можно ли бюджетному учреждению прописать в договоре (публичная закупка) предоплату поставки товара по 44-ФЗ? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Можно ли бюджетному учреждению прописать в договоре (публичная закупка)...

25380 Горячая тема В избранное PDF

Можно ли бюджетному учреждению прописать в договоре (публичная закупка) предоплату поставки товара по 44-ФЗ?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Бюджетное учреждение. Можно ли прописать в договоре (публичная закупка) предоплату поставки товара (44-ФЗ)?                                                                  

ОТВЕТ

Да, при закупке по 44-ФЗ возможно указать на предоплату поставки товара.

Чтобы установить аванс, необходимо указать его размер, срок и порядок выплаты. Данные условия относятся к порядку оплаты по контракту и обязательно должны быть в проекте контракта. Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения и аванс, то аванс устанавливается в виде процента от цены каждого этапа (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Указывая условия об авансе, рекомендуется придерживаться сроков, установленных для оплаты за исполненный контракт или его этапы. Размер аванса можно зафиксировать в процентах от цены контракта (этапа).

Следует учесть, что выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником, в отношении которого применены антидемпинговые меры, нельзя (ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пп. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.04.2020, с изм. от 09.04.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее – Закон N 44-ФЗ), в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона,

Согласно ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Извлечение из Готового решения: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта (КонсультантПлюс, 2020):

2.1.6. Порядок оплаты по контракту

Порядок оплаты обязательно должен быть в проекте контракта в силу ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Установите необходимый вам порядок оплаты, например единовременную оплату после исполнения контракта либо оплату за каждый выполненный этап контракта. При любом из этих вариантов можно предусмотреть выплату аванса.

Если контракт заключается по итогам закупки с неопределенным объемом, рекомендуем включить в проект условие о том, что оплата товара (работы, услуги) осуществляется по цене единицы исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена, исполненного объема контракта, но не больше максимального значения цены контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

2.1.7. Как указать порядок выплаты аванса в государственном контракте

Чтобы установить аванс, укажите его размер, срок и порядок выплаты. Данные условия относятся к порядку оплаты по контракту и обязательно должны быть в проекте контракта. Если контрактом предусмотрены этапы его исполнения и аванс, то аванс устанавливается в виде процента от цены каждого этапа (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Указывая условия об авансе, рекомендуем придерживаться сроков, установленных для оплаты за исполненный контракт или его этапы. Размер аванса рекомендуем зафиксировать в процентах от цены контракта (этапа).

Следует учесть, что выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником, в отношении которого применены антидемпинговые меры, нельзя (ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Укажите это в проекте контракта.

Мы подготовили для вас список условий, которые нужно соблюдать, чтобы исключить возникновение рискованных ситуаций или претензий со стороны контрольных органов о неправомерном расходовании бюджетных средств.

Если вы осуществляете закупку за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования, вы должны придерживаться ограничений, установленных в вашем субъекте РФ.

Например, в г. Москве принято Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1229-ПП "Об авансовых платежах по государственным контрактам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг", где размер аванса зависит от объекта закупки, но по общему правилу не должен превышать лимит доведенных бюджетных средств.

Если осуществляете закупку за счет средств федерального бюджета, а также если вы бюджетное или автономное учреждение, то при установлении аванса придерживайтесь следующих правил:

  • аванс запрещен, если закупка содержит товары или услуги из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р. Исключение - случаи, предусмотренные в данном Перечне;
  • размер аванса не должен превышать размер доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие контракту цели (п. 18 Положения N 1496);
  • не следует включать в проект контракта возможность авансирования последнего этапа. Исключение составляют контракты, по которым разрешен 100% аванс (п. 19 Положения N 1496);
  • размер аванса не должен превышать 30% от цены контракта (п. 18 Положения N 1496). Это общее ограничение для заказчиков - получателей средств федерального бюджета. Однако из этого ограничения есть несколько исключений:

- аванс от 30% до 80% можно установить для контракта на выполнение НИОКР, направленных на развитие импортозамещения технологической продукции. Предварительно для этого нужно получить подтверждение Минпромторга России о том, что контракт соответствует целям импортозамещения, и прописать в проекте контракта условия о казначейском сопровождении авансовых платежей. Если контракт подлежит банковскому сопровождению, условия о казначейском сопровождении включать не надо (абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения N 1496);

- аванс от 30% до 90% можно установить в контракте с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по нему и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта. Исключением являются контракты на выполнение НИОКР в целях развития импортозамещения, для которых аванс разрешен от 30% до 80% (абз. 4 пп. "а" п. 18 Положения N 1496);

- аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектной документации, включающую проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, капремонта) объектов капстроительства в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий. Кроме того, аванс в таком размере можно предусмотреть в контрактах на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, на гостиничные услуги по месту командирования, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика - Минздрава России), тушение пожаров (пп. "в" п. 18 Положения N 1496);

- аванс до 30% с правом дополнительного авансирования до 70% можно установить для контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капстроительства госсобственности РФ с ценой более 600 млн руб. при условии, что работы на объем ранее выплаченного аванса выполнены и документально подтверждены и оплата санкционирована в порядке, утвержденном Минфином России (пп. "б" п. 18 Положения N 1496).

Обратите внимание! Если в контракт включено условие о выплате аванса в соответствии с пп. "а" п. 18 Положения N 1496, то в нем также нужно предусмотреть условие о последующей оплате по контракту. Такая оплата должна производиться в размере, который указан в Положении N 1496. Например, если госконтракт не содержит этапов исполнения, размер его последующей оплаты не может превышать разницу между стоимостью фактически выполненных работ и общей суммой выплаченного ранее аванса. При этом сумма фактически выполненных работ должна быть подтверждена в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Минфином России (пп. "а" п. 18 Положения N 1496).

Как предусмотреть авансовые платежи в проекте контракта на оказание коммунальных услуг

На такие контракты распространяются общие правила об авансовых платежах.

При закупке коммунальных услуг для федеральных нужд размер аванса не может превышать 30% от цены договора (абз. 2 пп. "а" п. 18 Положения N 1496).

В регионах это ограничение может быть иным или отсутствовать вовсе. Например, в г. Москве аванс по такому контракту не может превышать 20% от его цены. В то же время есть исключение - если цена контракта не превышает 100 тыс. руб., он может быть заключен на условиях 100% предоплаты (п. 1.1.13, 1.5 Постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1229-ПП).

Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Извлечение из Путеводителя по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт:

1.4.5.2. Предоплата (аванс) по государственному

(муниципальному) контракту 

Предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить товары (работы, услуги) до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства. Предоплата по контракту в силу ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ может быть полной, т.е. составлять 100 процентов от стоимости товаров (работ, услуг), или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.

Закон N 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако ч. 13 ст. 37 данного Закона предусмотрено, что нельзя выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры.

В отдельных нормативных правовых актах вместе с тем могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Так, заказчики, которые являются получателями средств федерального бюджета, должны соблюдать ограничения на включение в контракты условия об авансе и требования к его размеру, определенные в п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"; далее - Положение об исполнении бюджета).

Указанные заказчики не предусматривают условие об авансе, если заключаются:

  • контракты на поставку товаров (оказание услуг), которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р. Исключение - случаи, установленные в данном Перечне (п. 20 Положения об исполнении бюджета);
  • контракты на поставку товаров (оказание услуг), включенных в этот Перечень, и поставку товаров (оказание услуг), отсутствующих в нем (п. 20 Положения об исполнении бюджета).

Если государственным контрактом установлены отдельные этапы его исполнения и оплаты, то в ряде случаев не предусматривается выплата аванса на последнем этапе (п. 19 Положения об исполнении бюджета).

Ограничения размера аванса для контрактов, заключаемых заказчиками - получателями средств федерального бюджета

Авансовые платежи должны осуществляться в пределах доведенных до таких заказчиков на соответствующие цели лимитов бюджетных обязательств.

Если федеральными законами, указами Президента РФ, Положением об исполнении бюджета, другими нормативными правовыми актами Правительства РФ не установлено иное, то заказчики - получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи:

1) по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, - в размере, не превышающем 30 процентов суммы контракта (абз. 2 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета);

2) по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, - в размере свыше 30 и не более 80 процентов суммы контракта (абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета). В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:

  • контракт (кроме контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) предусматривает условие о казначейском сопровождении авансовых платежей территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • до проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от Министерства промышленности и торговли РФ получено подтверждение о соответствии данного контракта целям импортозамещения технологической продукции;

3) по государственным контрактам (кроме указанных в абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета) при включении в них, а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ - в размере свыше 30 и не более 90 процентов суммы контракта (абз. 4 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета).

Внимание! При согласовании выплаты аванса на основании пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета заказчику необходимо предусмотреть в государственном контракте условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не должен превышать:

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и суммой, рассчитанной в порядке, указанном в абз. 1 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета (для госконтракта, содержащего этапы исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом сумма фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) должна быть подтверждена в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Минфином России;

4) по государственным контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключаемым на сумму более 600 млн руб., - в размере, не превышающем 30 процентов суммы контракта. В контракте должно быть условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств, установленном Минфином России. Еще одно условие - общая сумма предоплаты не должна превышать 70 процентов суммы контракта (пп. "б" п. 18 Положения об исполнении бюджета);

5) по государственным контрактам, указанным в пп. "в" п. 18 Положения об исполнении бюджета, - в размере до 100 процентов суммы контракта. Это правило касается, например, контрактов на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание гостиничных услуг по месту командирования.

Если условия об авансе, предусмотренные в госконтракте, заключенном до 01.01.2018 и исполняемом после указанной даты, не соответствуют ограничениям, установленным в Положении об исполнении бюджета, это не будет являться препятствием для территориальных органов Казначейства России осуществлять учет и оплату денежных обязательств в соответствиями с условиями такого контракта. Это следует из Письма Казначейства России от 26.04.2018 N 07-04-05/03-8097. 

Согласование условия об авансе

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, чтобы согласовать условие о предоплате, следует указать размер аванса, условия и срок его уплаты. Данный срок определяется так же, как и срок оплаты по контракту. Отсутствие в проекте контракта срока выплаты аванса может быть признано нарушением ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, что может являться основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение ФАС России от 29.06.2016 N КГОЗ-305/16).

Размер аванса рекомендуется указать в виде процента от цены контракта.

Внимание! Если количество товаров (объем работ, услуг) невозможно установить, заказчик определяет начальную цену единицы товара (работы, услуги), начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В проект контракта по такой закупке заказчик, используя ЕИС, включает максимальное значение цены контракта, цену единицы товара (работы, услуги) (ч. 2.1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, при этом размер аванса должен указываться в зависимости от максимального значения цены контракта. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России.

Не следует устанавливать минимально возможную и (или) предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера. Не рекомендуется также согласовывать требования к целям расходования аванса, если это не предусмотрено законодательством. Подобные условия могут свидетельствовать о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что является основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, Решение ФАС России от 28.01.2015 по делу N К-67/15).

--------------------------------

Примеры формулировки условия:

"Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________".

"Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, - в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;

- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, - в течение ____ дней с момента поставки товара".

--------------------------------

Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт {КонсультантПлюс}


#Юрист #Бюджетник

В избранное PDF

Уведомления